Джон Уесли

 

Джон Уэсли (28 июня 1703 — 2 марта 1791), один из лидеров евангельского пробуждения XVIII века, основатель методистского движения, так очертил свое предназначение: «Изменить народ, в особенности церковь, и распространить библейскую святость по всей земле».

Вся жизнь Уэсли и его служение были проникнуты этой страстной идеей. В итоге, изменение отдельных людей, семей, церквей и общин коренным образом повлияли на развитие всего народа Британии. Другие народы, в свою очередь, следуя за Британией в Промышленную Революцию, принимали ее способы решения проблем новой эпохи.

У Джона Уэсли была замечательная мать. Сюзанна Уэсли не только дала жизнь семнадцати детям, но также проводила библейские занятия для соседей на своей (вероятно, довольно большой) кухне. Иногда у нее собиралось до 200 человек.

Несмотря на такое религиозное воспитание, Джон и его брат Чарльз, поступая на учебу в Оксфорд, чтобы впоследствии стать священниками Англиканской церкви, еще не полностью приняли реформаторское учение о спасении через веру. Однако они не испытывали недостатка в религиозном рвении и вскоре совместно со свои сокурсником Джорджем Уайтфилдом организовали Библейский клуб. Другие студенты пренебрежительно называли их «библейскими червями», «зазнайками» и другими оскорбительными именами.

Имя «методисты», которое закрепилось за ними, они получили из-за того особого внимания, которое они уделяли ведению упорядоченного, методического и благочестивого образа жизни.  

После того, как Джон получил духовный сан в Англиканской церкви, он пустился в плавание через Атлантику, чтобы попробовать себя в роли священника в новом северомериканском штате Джорджия, надеясь найти «настоящую веру среди коренных жителей».

Посреди океана их корабль попал в ужасный шторм. В своем дневнике Уэсли описывает охвативший его страх того, что корабль разломается, и все утонут. Услышав среди шума бури церковные песнопения, он бросился через всю палубу к каюте, где жили семьи Моравских братьев, которые также направлялись в Джорджию.

«Неужели вы не боитесь утонуть?» — воскликнул Уэсли в смятении. — «Брат, — спокойно ответили ему – наши жизни в Его руках!» Эта встреча привела к тому, что многие впоследствии назовут одним из важнейших покаяний в истории.

Спокойствие духа и незыблемая вера, проявленная этими людьми во время молитвы посреди бушующего океана, убедили молодого англичанина, что у них есть то, чего ему пока не достает.

В Джорджии Уэсли встретился с главой общины Моравских братьев, Августом Шпангенбергом, который спросил Уэсли, принял ли тот Иисуса как своего личного спасителя. Позже Уэсли признался в своем дневнике, что тогда он соврал. Он понимал, что у него с Иисусом были отнюдь не такие отношения.

По возвращению в Лондон после неудачного миссионерского служения, Уэсли начал посещать библейские учения Моравских братьев. Однажды, во время чтения вслух введения Лютера к Посланию к Римлянам, он почувствовал, как его «сердце странным образом наполнилось теплом». С тех самых пор, написал Уэсли в своем дневнике, он знал, что Христос действительно умер за его грехи и что Иисус на самом деле стал его личным спасителем.

Стремясь больше узнать о духовности моравских братьев, Уэсли отправился в Германию, чтобы побывать в Гернгуттской общине, которая переживала в 1727 году излияние Святого Духа, повлекшее за собой распространение миссионерства. Уэсли вернулся в Лондон 31 декабря 1738 года как раз к служению в канун Нового года, которое проходило в Общине Феттер Лейн. Здесь же присутствовали Джордж Уайтфилд и Чарльз Уэсли. В первые же часы нового года они ощутили на себе излияние Святого Духа, что стало предвестником грядущего Пробуждения.

Джон, Чарльз и Джордж стали проповедовать спасение через веру в Иисуса Христа всюду, где только имели возможность, говоря, что не следует ставить знак равенства между «прихожанством» и библейским христианством. Двери церквей, одна за другой, захлопывались перед этими «методистами».

Джон Уэсли проповедует

 

Уайтфилд начал читать проповеди шахтерам вблизи Бристоля на открытом воздухе и пригласил Джона приехать и помочь. Джон отправился в Бристоль, но в своем дневнике откровенно написал, что перспектива проповедования на открытом воздухе пугает его. Он считал почти что грехом обратить человека в веру где-то вне здания церкви. Но однажды во время чтения проповеди членам одной небольшой общины, он вдруг ясно осознал, что его Господь и Спаситель проповедовал людям … на открытом воздухе! На следующий день Джон уже проповедовал трем тысячам шахтерам, которые никогда прежде не читали Евангелие и которые теперь чувствовали присутствие Святого Духа в их жизни.

Для обучения вновь обращенных христиан Уэсли и Уайтфилд учредили небольшие группы, названные ячейками или группами. В Лондоне Уэсли арендовал заброшенный оружейный завод и открыл там миссионерский центр. В дополнение к церкви, которая вмещала 1500 человек, здесь же Уэсли организовал бесплатную больницу и школу, книжный магазин и приют для вдов. Еженедельно в центре проводилось до 60 собраний.

Уэсли начал путешествовать верхом на лошади из Лондона в Бристоль, далее в Ньюкассл и затем обратно в Лондон. На этом пути он проповедовал, учил вновь обращенных и организовывал их в ячейки, группы и общины, открывал Методистские церкви. Тех, кто обладал особым даром проповедования, он обучал и посылал в 5 утра на дороги и тропинки для проповеди людям по пути на работу.

Новообращенные становились проповедниками, пасторами и, в сущности, «основателями церквей», так как, в свою очередь также организовывали общины и ячейки по всей стране, следуя примеру своего энергичного лидера.

За свою жизнь Джон преодолел расстояние в 250.000 миль, сказал 40.000 проповедей, иногда собирая на них до 20.000 человек (без помощи современной техники). Он воспитал 10.000 лидеров общин и групп, и к 1798 году Методистское движение насчитывало до 100.000 человек.

Методистское движение с его сильным акцентом на индивидуальное покаяние и благочестие пробудило национальное общественное сознание, и это привело к самым серьезным последствиям. Уэсли проповедовал не просто идею спасения личности, у него было остро развито чувство общественного сострадания и сочувствия.

Джон Уэсли стремился видеть власть Христа везде и во всем. Он критиковал рабство, выступал в поддержку гражданской и религиозной свободы. Он предупреждал о пагубности экономической практики эксплуатации бедных и неимущих. Он организовывал вязальные и швейные цеха для бедных. В течении 26 лет в свободное время Уэсли изучал медицину и анатомию, чтобы помогать тем больным, кто не мог позволить себе нанять врача.

В 1774 году Джон Уэсли написал «Размышления о рабстве», где выступил с резкой критикой данного явления в обществе, которое опиралось на поддержку правящих кругов, включая и государственную церковь. За три дня до своей смерти Уэсли писал молодому христианскому парламентарию Уильяму Уилберфорсу, призывая его упорно продолжать борьбу против рабства до тех пор, пока это зло не будет искоренено из Англии. В результате торговля рабами была признана незаконной в 1807 г., а все рабы в Англии были освобождены в 1833.

Методистское движение с его сильным акцентом на индивидуальное покаяние и благочестие пробудило национальное общественное сознание, и это сохранило Англию от кровавых революционных стычек наподобие тех, что захлестнули Францию в конце XVIII века.

И хотя при жизни Уэсли не мог увидеть всех результатов Евангельского пробуждения, в котором он и Джордж Уайтфилд были двумя ключевыми фигурами, часто цитируется утверждение историка Дж. У. Брэдди, что если бы не методистское пробуждение, то Англия могла бы погрязнуть в кровавых революционных стычках, наподобие тех, что захлестнули Францию в конце XVIII века.

Автор текста Дж.Фонтейн

Источник: forumeast.eu

 

См.также: